Get Adobe Flash player

Меню

Поиск по сайту

Задать вопрос

Полезные ссылки

 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУПП И КАБИНЕТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ

Важным компонентом, характеризующим содержание образовательного процесса в МКДОУ № 1 является развивающая среда учреждения в целом.

Развивающая среда это фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, мы придерживались принципов открытости; гибкого зонирования; стабильности - динамичности; полифункциональности; гендерного подхода.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Наполняемость центров представлена в таблице. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой.

Развивающая среда логопедических групп

Название

Содержание

Центр «Будем говорить правильно»

​ зеркало

​ игрушки и пособия для воспитания правильного дыхания (тренажеры, мыльные пузыри, надувные игрушки)

​  картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков

​  материалы для звукового и слогового анализа (фишки, звуковые линейки)

​  дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

​  картотека игр по обучению словообразования и словоизменения

Центр «Сенсомоторный»

​ приспособления со световыми эффектами

​ разноцветные шарфы

​ пятно-кляксы различной формы

​ картинки-штриховки

​ защумленные картинки

​ диски со звуками

​ приспособления для создания звуков

​ различные материалы с разной фактурой

​ предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

​ выпуклые буквы и цифры

​ различные крупы

​ различные аромомасла с различным описанием их воздействия (по рекомендации медиков)

​ разнообразные баночки с естественными наполнителями (кофе, мята, апельсиновые корки)

Центр «Библиотека»

​ детские книги по программе, 2-3 постоянно меняющихся детских журнала, справочная литература

​ предметные и сюжетные картинки по двум-трем изучаемым темам

​ книжки-раскраски

​ набор аудио кассет записью литературных произведений для детей

​ альбомы с видами городов России

​ карта города

Центр «Играем в театр»

​ ширмы

​ маски, атрибуты для постановки сказок

​ фигурки для настольного и пальчикового театра

 

Центр «Учимся строить»

​ строительный конструктор разных размеров

​ бросовый материал

​ небольшие игрушки и транспорт для обыгрывания построек

​ схемы построек и алгоритмы их выполнения

Центр «Учимся конструировать»

​ мозаики

​ лего

​ пазлы

​ игры типа «Танграм»

​ игрушки-трансформеры

Центр «Учимся считать»

​ счетный материал

​ логико-математические игры

​ схемы и планы

​ наборы геометрических фигур для ковролина

​ счеты, счетные палочки

Центр «Экспериментирования»

​ приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

​ разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

​ природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

​ утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

​ технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

​ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

​ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

​ медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

​ прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

Центр «Сюжетно-ролевых игр»

​ атрибуты для организации игр с различными сюжетами

​ макеты для организации игр по основным лексическим темам

Развивающая среда групп ЗПР

Название

Содержание

Центр «Речевой»

​ Настольные зеркала

​ Вертушки для развития целенаправленного выдоха

​ Картотека пальчиковых, артикуляционных игр и упражнений

​ Картотека игр упражнений для развития речевого дыхания

​ Звуковые пеналы

​ «Звуковые линейки» для определения места звука в слове

​ Касса букв

​ д/и на выработку дыхания и слухового восприятия.

Центр «Сенсорного развития»

​ Шнуровки

​ Вкладыши разной формы, цвета и размера

​ Резиновые мячики с шипами разных размеров

​ Коврики для развития мелкой моторики для индивидуальной и коллективной деятельности

​ Мешочки с разными наполнителями (крупа, соль, горох, пуговицы, спички)

​ Мозаика разных размеров

​ д/и по сенсорному развитию

Центр «Книжный»

​ Художественная литература соответствующая лексической теме и возрасту.

​ Иллюстрации художников.

Центр «Сюжетно-ролевых игр»

​ атрибуты для организации игр с различными сюжетами

​ макеты для организации игр по основным лексическим темам

Центр «Театральный»

​ Ширма настольная

​ Ширма напольная

​ Маски

​ Сундук с вещами для переодевания

​ Пальчиковый театр

​ Настольный театр

​ Плоскостной театр

​ Куклы би-бабо

Центр «Конструирования»

​ Деревянный конструктор большой.

​ Конструктор пластмассовый среднего размера и мелкий

​ Лего «Строим дом»

​ Лего «Зоопарк»

​ Деревянный конструктор «Строим дом»

Центр «Математический»

​ Палочки Кьюзинера (со схемами)

​ Блоки Дьенеша (со схемами)

​ Кубики Никитина (со схемами)

​ Развивающие игры Воскобовича

​ Плоские и объемные геометрические фигуры

​ Счетный материал по лексическим темам

​ Математические пеналы

​ Абаки

​ Счетные палочки

​ Касса цифр

​ Д/и на развитие математических способностей

Центр «Игровая зона»

​ Куклы

​ Кукольная мебель

​ Кукольная посуда

​ Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Военные профессии».

Центр «ИЗО»

​ Цветные карандаши, фломастеры

​ Пластилин

​ Бумага для рисования

​ Трафареты по лексическим темам

​ Шаблоны

​ Художественные иллюстрации по лексическим темам.

Центр «Природы»

​ Календарь природы

​ Картотека опытов и наблюдений

​ Аквариум

​ Природный материал для опытов

​ д/и по экологическому воспитанию

Центр «Экспериментирования»

​ приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

​ разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

​ природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

​ утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

​ технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

​ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

​ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

​ медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

​ прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

Центр «Музыкальный»

​ Гусли

​ Бубны

​ Поющая юла

​ Ксилофон

​ Погремушки

​ Гармошка

​ Музыкальные молоточки

Центр «Спортивный»

​ Мячи разных размеров

​ Бубен

​ Кегли

​ Мешочки для метания

​ Дорожки для ходьбы

​ Цветные флажки

​ Цветные платочки

​ Кубики

​ Скакалки

Среда в нашем учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

В дошкольном учреждении функционируют четыре изолированных логопедических кабинета, в которых созданы все необходимые условия и имеется все необходимое оборудование для проведения логопедических занятий.

Оборудование логопедического кабинета, дефектологического кабинета.

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не перегружено. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.

Оборудование кабинета дефектолога.

Дидактический и картинный диагностический материал

Кабинет педагога - психолога – это особый «мир», и при оформлении данного помещения, мы постарались разработать единую концепцию использования пространства, которая позволит сочетать обучение и воспитание. Оснащение кабинета яркими развивающими пособиями дает возможность грамотно выстраивать коррекционную работу с детьми и проводить диагностику. Все пространство кабинета мы разделили на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку: зона консультативной работы, зона диагностической работы, зона коррекционно-развивающей работы, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения (сенсорная комната), личная (рабочая) зона психолога.

Оборудование кабинета педагога-психолога.

Оборудование темной сенсорной комнаты

Музыкальный зал: оборудован в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения детей в детском саду. В музыкальном зале имеются: фортепиано, детские музыкальные инструменты, 2 магнитофона, музыкальный центр, компьютер, мебельная стенка для дидактических пособий и хранения наглядного материала. Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. В зале проводятся музыкальные занятия, музыкально-коррекционные занятия, праздники, развлечения, спектакли.

Мебель и другое оборудование, ТСО музыкального зала

  • Музыкальные инструменты
  • Наглядные пособия, раздаточный материал
  • Музыкально-дидактические игры
  • Фонотека

Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц. Все оборудование и инвентарь, используемый детьми установлен и размещен с учетом их полной безопасности.

Оборудование физкультурного зала.
Кабинет биологически обратной связи (БОС) оснащен аппаратно-программным логотерапевтическим комплексом Кардио-Лого (2-канальный Лого), компьютерной программой «Учимся и оздоравливаемся» и представляет собой комплекс программ психокоррекционной, обучающей и психодиагностической направленности.

Оборудование спортивного участка МКДОУ №1

1.​ Комбинированный спортивный комплекс для лазания, спрыгивания, подтягивания и т.д.

2.​ Комбинированная шведская стенка с мишенью для метания.

3.​ Стенка для лазанья.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей предметно-пространственной среды ребенка с ОВЗ определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Групповые ячейки оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых. В соответствии с основными видами детской деятельности группах оборудованы центры активности в соответствии с рекомендациями ООП ДО ДОУ программы «От рождения до школы», оснащенные необходимым оборудованием в соответствии с возрастом детей и коррекционно-развивающими задачами работы группы. Мебель размещена таким образом, что детям предоставляется достаточно пространства для организации двигательной активности. В Центрах физкультуры и спорта имеется разнообразное физкультурно - оздоровительное оборудование для развития основных движений, организации подвижных игр и укрепления здоровья детей. В каждой группе имеется тихая зона, оборудованная мягкой мебелью для отдыха детей и уголками уединения в виде небольших палаток. Образовательное пространство групповых помещений и кабинетов специалистов оснащено в достаточном количестве средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, возможность самовыражения и эмоциональное благополучие всех воспитанников. Трансформируемость и полифункциональность пространства обеспечивалась за счет использования мобильной мебели, ширм, мягких модулей, игровых макетов. Вариативность среды обеспечивалась за счет наличия в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, а так же периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды осуществлялась за счет свободного доступа детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (все оборудование находится на уровне роста детей в удобных контейнерах); исправности и сохранности материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивалась через соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования

Учебно-методическая оснащенность позволяла в 2014-2015 учебном году проводить воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста на высоком уровне: имеется мультимедийное оборудование для организации образовательного процесса и досуговой деятельности, ноутбуки, принтеры в каждой групповой ячейке. Анализ предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности показывает, что в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности присутствуют объекты для исследования в действии: наборы для опытов, палочки Кюизенера ,блоки Денеша, игры В.Воскобовича, образно-символический материал: календари, картинки, карты, атласы, развивающие настольно-печатные игры, справочная(энциклопедии) литература. Для осуществления коммуникативной деятельности в группах имеются: картотеки игр, алгоритмы, мнемотаблицы для рассказывания, художественная литература, иллюстративный материал, различные виды театров и т.д. Игровая деятельность организуется при наличии маркеров игрового пространства, полифункционального игрового материала, игрушек-персонажей и ролевых атрибутов. Недостатком игровой среды является недостаточность игрового материала для формирования гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу: кукол разных национальностей и рас, кукол, имитирующих людей с ОВЗ, образно-символического этноматериала. Двигательная активность обеспечивается оборудованием для разного вида движений, атрибутами для спортивных и подвижных игр, тренажерами, игровыми комплексами. Для художественно-эстетического развития во всех группах в достаточном количестве имеются материалы и оборудование для продуктивной деятельности, музыкальные инструменты, художественная литература с иллюстрациями, альбомы для рассматривания, скульптуры малых форм и т.д. Нужно отметить недостаточное использование электронных материалов: видеофильмов, слайд-шоу, аудио- и видеозаписей литературных произведений

Анализ предметно-игровой среды территории МКДОУ показал, что средовая организация групповых участков отстает от насыщенного предметно-дидактического содержания групповых ячеек и не всегда учитывает современный подход к формированию предметной развивающей среде. В дальнейшем планируется организация каждого группового участка с учетом пространственно-предметного компонента (среда должна быть достаточно сложной и связной для оптимизации всех видов деятельности ребёнка с ОВЗ) . Для организации среды территории МКДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО требуются капитальные вложения в оборудование игровых площадок. Новые теневые навесы, игровые комплексы серии ИКС-БИО, современное оборудование для детских площадок (паровозики, машинки, пароходы, домики и т.д.), парковые диваны и скамейки, уличные спортивные тренажёры и садово-парковые скульптуры позволят организовать среду прогулочных участков, учитывая психолого-педагогическую концепцию современного образования ребёнка дошкольника с ОВЗ.

Copyright © 2017. МКДОУ № 1  Rights Reserved.