Get Adobe Flash player

Меню

Поиск по сайту

Задать вопрос

Полезные ссылки

 

 

 

  

 

 

 

 

Педагогам

Содержание материала

Методические материалы


СОЗДАНИЕ БИБЛИОТЕКИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Методический материал: Ярочевич Л.В.



 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

методический материал: Мельниковой О.М.








НЕ ПРОЧТЕШЬ НИГДЕ ТАКОГО,

ТОЛЬКО В КНИЖКАХ МИХАЛКОВА!

методический материал: Мельниковой О.М.






Что такое ЛЭПБУК

методический материал: Мельниковой О.М.

                                                                 

 

 

 Познавательно - речевое  развитие  дошкольников  с  ОВЗ

через  сюжетно  - ролевые  игры.
методический материал: Новожиловой С.В.

     Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

       Для того,  чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

      Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения в  будущем зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, так  как в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и уделяют должное время на формирование познавательно - речевого развития детей.

    Бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, так как  ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

 

Приемы формирования познавательно-речевого развития:

 

  • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
  • Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
  • Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

 

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

 

- Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 - Обогащать эмоционально - чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

- Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

- Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно - речевой деятельности.

- Поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

       У детей с ОВЗ чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения.  

        Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников  можно выделить сюжетно-ролевую игру.

       Сущность игры, как  ведущего  вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

        В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.      

       Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

        Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.

        Игра содействует  обогащению  кругозора  ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, словаря ребёнка, а так же  его нравственному развитию.

        Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

  

Роль  сюжетно-ролевой  игры  в  развитии  диалогической  речи  дошкольников.

      Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.                

     Полноценное развитие  диалогической  речи  у  детей  с ТНР возможно  только  при  создании  благоприятных  условий для  совместной  деятельности  ребёнка  и  взрослого. Основным  методом  диалогической  речи в  повседневном общении  является разговор  с  детьми. С  беседой  тесно  связано  совместное  рассказывание, совместное   словесное творчество. Кроме  того, для  развития  диалогической  речи  могут  быть  использованы различные  игровые  упражнения. Особое  значение  в  работе  над  диалогом  играют  сюжетно-ролевые  игры.

     При  использовании  в  работе  с  дошкольниками  сюжетно-ролевых  игр, у  детей  повышается потребность  в  общении, увеличивается количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдаются  личностные контакты с взрослыми, выявляется  высокий уровень  личностной  активности.

 

Роль  сюжетно-ролевой  игры  в  развитии  связной  речи  дошкольников.

       Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, которая является показателем интеллектуального и речевого развития ребенка. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации.  Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи.

    Сюжетно-ролевая игра создает условия для речевого развития, она является отличным тренажером в подготовке детей к жизни в обществе. Примеряя на себя определенную роль, ребенок учится связно и логично строить свои высказывания, учит последовательно выражать свои мысли.

    Эффективному руководству сюжетно-ролевой игрой  в целях развития связной речи у детей способствует наглядное моделирование. Наглядное моделирование представляет собой деятельность, основанную на знаково-символической основе, дающая возможность воспроизводить существенные абстрактные свойства изучаемого объекта, что обеспечивает ребенку визуально представить эти абстрактные понятия. Моделирование обогащает содержание игры, применение данного метода повышает интерес к игровой деятельности, развивает положительную мотивацию и потребность сюжетно-ролевой игре. Наглядные модели развивают умственные способности, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность.

     Таким  образом, использование  педагогами    в  работе  с  детьми  с  ОВЗ  сюжетно-ролевых  игр, благоприятно  влияет  на  познавательно - речевое  развитие детей.

 


Деловая  игра для педагогов

«Умеем высказывать мысль точно, доказательно и образно»
Методический материал Т.Н. Ермолиной 


Описание работы:
 предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Цель: совершенствование работы по речевому развитию

в дошкольном учреждении

Задачи:
1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.

  1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития образной речи дошкольников.
  2. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
  3. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, развивать творческую активность участников.

1 раунд «Да-Нет»

1.Команды  быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

Для 1 команды:

В слове «яркая» 7 звуков. (Да).

Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)

Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

Для 2 команды:

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да)

Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2 раунд Игра с пословицами и поговорками

Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

3 раунд Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.


Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.


Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

4 раунд Конкурс капитанов «Представление»

1)Капитаны команд при помощи пантомимы изображают известные русские пословицы:

-«Слезами горю не поможешь»,

-«Душа в пятки ушла».

-«Не так страшен чёрт, как его малюют»,

-«Волков бояться - в лес не ходить».

2)Капитанам необходимо объяснить значение слов, которые часто встречаются в русских народных сказках так, как вы объяснили бы это детям.

Вопросы 1 команде

чертог (дворец)

чело (лоб)

перст (палец)

Вопросы 2 команде

уста (губы)

очи (глаза)

кафтан (верхняя мужская одежда)

5 раунд «Отгадай сказку» 

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1ая команда

Кашечрохав  («Хаврошечка»).

Боклоко  («Колобок»)

 Зоркомо  («Морозко»)

Очвокамйюд  Дюймовочка

2ая команда

Дыродйом  Мойдодыр

Гукароснеч  («Снегурочка»)

 Комерет  («Теремок»)

Щеинакатар  («Тараканище»)

6 раунд «Вопрос-ответ»

Вопросы для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)

  1. Назовите основные формы речи.(диалогическая и монологическая)
  2. Вид рассказа, в котором дети должны развивать сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности (повествование)
  3. Разговор двух лиц, связанный с какой-либо ситуацией.(диалог)
  4. Ведущий прием для активизации речи и мышления.(вопросы педагога)

Вопросы для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)

  1. Как называется вид текста, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  3. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  4. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.(монолог)

7 раунд «Игра «Расскажи сказку по-другому»

 Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

 Образец:

 сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

 Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

 Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Итог деловой игры

А теперь я предлагаю вам взять зеркало со своего стола и, передавая по очереди, посмотреть в него. Кого вы в нем видите? Настоящих воспитателей, творческих, грамотных профессионалов своего дела. А теперь последнее задание для команд, сделайте так, чтобы в зеркале вашей группы отражались вы все сразу.

Посмотрите, когда мы вместе - мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения.

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи

Список используемой литературы
1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
2.Справочник старшего воспитателя/ авт.-сост. Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.
3.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Скачать презентацию

Copyright © 2024. МКДОУ № 1  Rights Reserved.