Формирование доброжелательных взаимоотношений дошкольников в группе детского сада
Распоряжение о концепции дополнительного образования
Отчет внутреннего самообследования за 2021-2022 учебный год
Бланки оценочных листов для педагогических работников:
Оценочный лист педагогической деятельности воспитателя
Оценочный лист педагогической деятельности учителя-логопеда
Оценочный лист педагогической деятельности учителя-дефектолога
Оценочный лист педагогической деятельности инструктора по физической культуре
Оценочный лист педагогической деятельности музыкального руководителя
Оценочный лист педагогической деятельности педагога - психолога
Оценочный лист педагогической деятельности социального педагога
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
методический материал: Мельниковой О.М.
ТОЛЬКО В КНИЖКАХ МИХАЛКОВА!
методический материал: Мельниковой О.М.
Что такое ЛЭПБУК
методический материал: Мельниковой О.М.
Познавательно - речевое развитие дошкольников с ОВЗ
через сюжетно - ролевые игры.
методический материал: Новожиловой С.В.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения в будущем зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, так как в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и уделяют должное время на формирование познавательно - речевого развития детей.
Бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, так как ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы формирования познавательно-речевого развития:
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
- Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
- Обогащать эмоционально - чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
- Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
- Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно - речевой деятельности.
- Поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
У детей с ОВЗ чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить сюжетно-ролевую игру.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.
Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.
Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.
Игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, словаря ребёнка, а так же его нравственному развитию.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольников.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Полноценное развитие диалогической речи у детей с ТНР возможно только при создании благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого. Основным методом диалогической речи в повседневном общении является разговор с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество. Кроме того, для развития диалогической речи могут быть использованы различные игровые упражнения. Особое значение в работе над диалогом играют сюжетно-ролевые игры.
При использовании в работе с дошкольниками сюжетно-ролевых игр, у детей повышается потребность в общении, увеличивается количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдаются личностные контакты с взрослыми, выявляется высокий уровень личностной активности.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников.
Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, которая является показателем интеллектуального и речевого развития ребенка. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи.
Сюжетно-ролевая игра создает условия для речевого развития, она является отличным тренажером в подготовке детей к жизни в обществе. Примеряя на себя определенную роль, ребенок учится связно и логично строить свои высказывания, учит последовательно выражать свои мысли.
Эффективному руководству сюжетно-ролевой игрой в целях развития связной речи у детей способствует наглядное моделирование. Наглядное моделирование представляет собой деятельность, основанную на знаково-символической основе, дающая возможность воспроизводить существенные абстрактные свойства изучаемого объекта, что обеспечивает ребенку визуально представить эти абстрактные понятия. Моделирование обогащает содержание игры, применение данного метода повышает интерес к игровой деятельности, развивает положительную мотивацию и потребность сюжетно-ролевой игре. Наглядные модели развивают умственные способности, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность.
Таким образом, использование педагогами в работе с детьми с ОВЗ сюжетно-ролевых игр, благоприятно влияет на познавательно - речевое развитие детей.
Деловая игра для педагогов
«Умеем высказывать мысль точно, доказательно и образно»
Методический материал Т.Н. Ермолиной
Описание работы: предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель: совершенствование работы по речевому развитию
в дошкольном учреждении
Задачи:
1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.
1 раунд «Да-Нет»
1.Команды быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
Для 1 команды:
В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
Для 2 команды:
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да)
Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2 раунд Игра с пословицами и поговорками
Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
3 раунд Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»
Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.
Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.
4 раунд Конкурс капитанов «Представление»
1)Капитаны команд при помощи пантомимы изображают известные русские пословицы:
-«Слезами горю не поможешь»,
-«Душа в пятки ушла».
-«Не так страшен чёрт, как его малюют»,
-«Волков бояться - в лес не ходить».
2)Капитанам необходимо объяснить значение слов, которые часто встречаются в русских народных сказках так, как вы объяснили бы это детям.
Вопросы 1 команде
чертог (дворец)
чело (лоб)
перст (палец)
Вопросы 2 команде
уста (губы)
очи (глаза)
кафтан (верхняя мужская одежда)
5 раунд «Отгадай сказку»
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1ая команда
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка
2ая команда
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
6 раунд «Вопрос-ответ»
Вопросы для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Вопросы для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
7 раунд «Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Итог деловой игры
А теперь я предлагаю вам взять зеркало со своего стола и, передавая по очереди, посмотреть в него. Кого вы в нем видите? Настоящих воспитателей, творческих, грамотных профессионалов своего дела. А теперь последнее задание для команд, сделайте так, чтобы в зеркале вашей группы отражались вы все сразу.
Посмотрите, когда мы вместе - мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения.
Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи
Список используемой литературы
1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
2.Справочник старшего воспитателя/ авт.-сост. Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.
3.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.